НОВОСТИ  КНИГИ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ЮМОР  КАРТА САЙТА  ССЫЛКИ  О НАС

06.11.2017

Описан новый вид человекообразных обезьян — тапанульский орангутан

Международная группа ученых описала на Суматре новый вид человекообразных обезьян — тапанульского орангутана (Pongo tapanuliensis). Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого новый вид крупных гоминид — карликовый шимпанзе бонобо — был описан почти 90 лет назад, в 1929 году. Новый вид выделили на основании изучения скелета одного самца и геномов двух особей. Однако сочетание морфологических, поведенческих и генетических характеристик позволяет доверять данным авторов. Новый вид оказался самым древним и вместе с тем самым уязвимым: его популяция насчитывает лишь около 800 животных.

Открытие нового вида человекообразных обезьян — значительное событие в мировой науке. Последний раз такое случалось в 1929 году, когда бонобо (Pan paniscus), карликовый шимпанзе, был описан как новый вид, отличающийся от обыкновенного шимпанзе (Pan troglodytes). В 1928 году немецкий зоолог Эрнст Шварц предположил, что череп обезьяны из Королевского музея Центральной Африки в бельгийском городе Тервюрене (где были выставлены в основном экспонаты из тогдашнего Бельгийского Конго) принадлежит не детенышу шимпанзе, а взрослой особи, и объявил о новом подвиде. Статью с описанием своего открытия Шварц опубликовал в 1929 году.

Изучение орангутанов, обитающих в наши дни только на двух индонезийских островах — Калимантане (Борнео) и Суматре, — осложняется наличием изолированных популяций и труднодоступностью их местообитаний. Поэтому только в 1996 году суматранский и калимантанский подвиды орангутана были признаны отдельными видами (X. Xu, U. Arnason, 1996. The mitochondrial DNA molecule of sumatran orangutan and a molecular proposal for two (Bornean and Sumatran) species of orangutan). Тапанульский орангутан скрывался от исследователей до 1997 года, хотя сообщения об этих орангутанах в лесах к югу от озера Тоба на Суматре поступали еще с 1939 года.

Новый вид был выделен на основании комплекса морфологических, поведенческих и генетических характеристик (тот же бонобо был описан как новый вид по одному черепу самки). В 2013 году в руки ученых попал скелет взрослого самца из леса Батанг-Тору (Batang Toru), погибшего от ран, нанесенных местными жителями. Исследователи сравнили череп самца с 33 черепами орангутанов той же стадии развития, хранившимися в различных музеях. Этот череп отличается от других по 24 краниометрическим параметрам из 39. В частности, череп тапанульского орангутана меньше, чем черепа других видов орангутанов того же возраста. Анализ главных компонент 26 краниометрических параметров, обычно используемых в таксономии приматов, показал стойкие различия между тапанульским и двумя другими видами орангутанов — суматранским (Pongo abelii) и калимантанским (Pongo pygmaeus).

Для изучения филогении орангутанов авторы новой работы исследовали митохондриальные геномы 37 орангутанов со всех географических регионов Суматры и Калимантана: 15 образцов принадлежали суматранским орангутанам, 20 — калимантанским, 2 — тапанульским. Все, кроме 5 орангутанов, рожденных в первом поколении в неволе, — дикие особи в неволе. Изучение митохондриальной ДНК позволяет выяснить происхождение вида, так как передается потомкам только от матери, а для самок орангутанов характерна филопатрия (см. Philopatry) — приверженность месту рождения. Авторы использовали метод приближенных байесовских вычислений (см. Approximate Bayesian computation, ABC), широко используемый в популяционной генетике. Анализ выявил три эволюционные линии орангутанов. Предки современных орангутанов из материковой Азии сперва заселили остров Суматра южнее озера Тоба. Тапанульские орангутаны — прямые потомки этой предковой популяции. Примерно 3,38 млн лет назад разошлись генетические линии орангутанов севернее и южнее озера Тоба. Тапанульская и калимантанская линии разошлись значительно позже — около 674 тысяч лет назад. Орангутаны заселили Калимантан в те времена, когда полуостров Малакка и острова Калимантан, Ява, Бали и Суматра еще были соединены друг с другом (см. Сундаланд).

Так как самки филопатричны, обмен генами между популяциями осуществляют расселяющиеся самцы. Поэтому для его изучения была выбрана последовательность генов Y-хромосомы. Анализ показал наличие обмена генами между тапанульским и суматранским орангутанами после их разделения. Однако обмен генами сильно сократился около 100 тысяч лет назад, что совпадает со временем извержения супервулкана Тоба 73 тысячи лет назад. Окончательно обмен генами прекратился только 10–20 тысяч лет назад. В настоящее время популяции полностью изолированы, их разделяют утраченные местообитания.

Обмен генами между близкими видами гоминид — не новость, он происходил также между западной (Gorilla gorilla) и восточной гориллами (G. beringei), бонобо и обыкновенным шимпанзе, неандертальцем (Homo neanderthalensis) и человеком разумным (H. sapiens).

Ученые не забыли сравнить и некоторые поведенческие аспекты, например, характеристики дальнедистантного сигнала, который издают самцы для привлечения самок и заявления о себе другим самцам. Оказалось, что тапанульские самцы издают более высокочастотный и длительный звук, чем самцы остальных двух видов. Отличается и диета животных. Обитатели леса Батанг-Тору были замечены за поеданием семян, плодов и цветков таких видов растений, которые не едят суматранские и калимантанские орангутаны.

Сами авторы исследования сожалеют о том, что вынуждены полагаться на анализ скелета всего лишь одной особи и двух геномов. Но таковы трудности сбора образцов вида, находящегося под угрозой исчезновения. Возможно, появление новых данных позволит провести еще одну таксономическую ревизию.

Численность популяции тапанульского орангутана оценивается в 800 особей. Это самый малочисленный вид гоминид на настоящее время. Два изученных генома показывают высокий уровень гомозиготности, что свидетельствует о недавнем инбридинге в популяции.

Большая часть ареала тапанульского оранутана — это 85% лесной экосистемы Батанг-Тору, то есть охраняемая территория. Однако цивилизация наступает: здесь планируется строительство плотины для гидроэлектростанции. Если это произойдет, мы довольно быстро потеряем вид, который едва был найден.

Источник: Alexander Nater, Maja P. Mattle-Greminger, Anton Nurcahyo, Matthew G. Nowak, Marc de Manuel, Tariq Desai, Colin Groves, Marc Pybus, Tugce Bilgin Sonay, Christian Roos, Adriano R. Lameira, Serge A. Wich, James Askew, Marina Davila-Ross, Gabriella Fredriksson, Guillem de Valles, Ferran Casals, Javier Prado-Martinez, Benoit Goossens, Ernst J. Verschoor, Kristin S. Warren, Ian Singleton, David A. Marques, Joko Pamungkas, Dyah Perwitasari-Farajallah, Puji Rianti, Augustine Tuuga, Ivo G. Gut, Marta Gut, Pablo Orozco-terWengel, Carel P. van Schaik, Jaume Bertranpetit, Maria Anisimova, Aylwyn Scally, Tomas Marques-Bonet, Erik Meijaard, and Michael Krutzen. Morphometric, behavioral, and genomic evidence for a new orangutan species // Current Biology. 2017. V. 27. P. 1–12.

Юлия Михневич