НОВОСТИ  КНИГИ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ЮМОР  КАРТА САЙТА  ССЫЛКИ  О НАС

18.03.2014

Вмешательство человека ускоряет эволюцию рака сумчатых дьяволов

Усилия по борьбе с распространением лицевой опухоли тасманийского сумчатого дьявола нечаянно ускорило эволюцию этой болезни, показало исследование австралийских генетиков. Их результаты опубликованы в журнале Evolutionary Applications.

Лицевая опухоль сумчатых дьяволов (devil facial tumor disease, DFTD) представляет собой редкий тип трансмиссивного, то есть передающегося от особи к особи, онкологического заболевания. Оно было впервые обнаружено в 1996 году, и в некоторых районах сократило популяцию сумчатых дьяволов на 90 процентов. Болезнь передается через укусы, которые наносят друг другу животные во время драк из-за территории или самки. Зараженная особь погибает в течение полугода.

Пытаясь спасти дьяволов от вымирания, ученые изолировали часть здоровых животных на тасманийском полуострова Форестье. Однако генетик Беата Уйвари (Beata Ujvari), работающая на ветеринарном факультете Сиднейского университета, и ее коллеги, проанализировав геном раковых клеток, пришли к выводу, что эта мера ускорила эволюцию DFTD.

Ученые исследовали образцы клеток опухоли, взятые из 11 популяций сумчатых дьяволов Тасмании. Они обнаружили, что в клетках из популяции мыса Форестье, встречается увеличенный (тетраплоидный) набор хромосом. В опухолях из других популяций такие клетки отсутствуют. Беата Уйвари отмечает, что тетраплоидные клетки делятся медленнее, а это означает более позднее появление внешних признаков заболевания. Видимо, и обычный, и тетраплоидный вариант генома встречались у клеток DFTD и раньше, а, когда из популяции были удалены дьяволы с быстро развивающимися опухолями, это вызвало искусственный отбор «медленной версии» рака.

Сейчас сумчатые дьяволы, отобранные для здоровой популяции, содержатся в карантине полгода. Скорее всего, новое исследование заставит увеличить этот срок.

Исследование имеет другой подтекст: методы, используемые в лечении онкологических заболеваний человека, такие как химиотерапия, также могут служить фактором отбора и ускорять развитие агрессивных и лекарственно-устойчивых тетраплоидных форм рака. «Любой прогресс, достигнутый в борьбе с болезнью сумчатых дьяволов, может также иметь последствия для исследований рака человека», – говорит Беата Уйвари.

1. polit.ru