12.11.2013

Гиены общаются друг с другом с помощью бактерий

Ароматический «букет» запаховых меток гиен зависит от бактериальной микрофлоры, которая живёт у этих зверей в запаховых железах и отличается огромным разнообразием видов.

Гиены посылают друг другу запаховые сообщения с помощью микрофлоры запаховых желёз. (Фото Michigan State University.)

Гиены, как и многие другие животные, активно используют для общения друг с другом запаховые метки. По аромату вязкого, клейкого секрета, оставленного на земле, гиена может узнать, кто из её сородичей тут был и что делал. Ничего удивительного: каждый, наверное, видел, как похожие сообщения оставляют друг другу дворовые коты, поднимая хвост у стены или дерева.

Но есть в запаховых сигналах гиен одна особенность: «чернилами» в их сообщениях служат бактерии.

Это обнаружили исследователи из Университета штата Мичиган (США), изучавшие полосатых и пятнистых гиен: оказалось, что в их железах, выделяющих запаховый секрет, живёт огромное число микроорганизмов. Причём пятнистые гиены вообще чемпионы среди млекопитающих по разнообразию «ароматической» микрофлоры.

Само по себе наличие микрофлоры в железах наружной секреции, связанных с обонятельными метками, не так уж необычно, но Кевин Теис (Kevin Theis) и его коллеги заметили, что разнообразие микробов не только варьируется между видами (пятнистой и полосатой гиенами), но также зависит от пола особи и её готовности к размножению.

И, что более важно, состав бактерий менялся в зависимости от «ароматического профиля» секрета. То есть получалось, как пишут исследователи в журнале PNAS, что именно от бактерий зависела запаховая информация, которой гиены делились друг с другом. Образно говоря, выделяемый секрет — это лишь «лист бумаги», где животные с помощью бактерий «пишут» свои сообщения.

На самом деле, по словам авторов работы, до них подобных исследований было не одно и не два, а целых пятнадцать, но обычно учёные просто выращивали бактерии гиен в культуре, и при этом различие и сходство между составом микрофлоры сильно сглаживались. Кроме того, на этот раз биологи впервые напрямую сравнили запаховый спектр секрета животных с видовым составом микрофлоры.

Теперь перед авторами работы стоит следующая задача: проверить, можно ли с помощью искусственных манипуляций с микробами вызвать перемены в поведении животных.

Кирилл Стасевич