06.12.2012

Животное, которое не погибает в открытом космосе

Тихоходка, также известная как "маленький водяной медведь", может выжить без воды, при экстремальных температурах, при сильной радиации и в космическом вакууме. Свойства этого животного открывают перед учеными возможность научиться продлевать сохранность продуктов, вакцин и клеток крови.

Животное, которое не погибает в открытом космосе. Фото: ru.wikipedia.org/Bob Goldstein and Vicky Madden, UNC Chapel Hill

Тихоходка была обнаружена в 1773 году немецким зоологом Иоганном Августом Эфраимом Гёце. Он описал ее так: "Маленькое животное, обладает необычным строением, больше всего похоже на медведя в миниатюре. Поэтому я решил назвать его маленьким водяным медведем".

Несколько лет спустя итальянский биолог Ладзаро Спалланцани дал животному научное название Tardigrada (что в переводе с итальянского означает "тихоходка"), поскольку передвигается оно действительно медленно.

Доктор биологических наук из Университета Модены и Реджио Эмильи (Италия) Лорена Ребекки так описала этих существ:

"Тихоходки - очень маленькие животные. Их размер меньше одного миллиметра. С точки зрения эволюции их можно отнести к насекомым или ракообразным. Они приспособлены для жизни в воде, обитают в водных лагунах. Также они могут жить на поверхности земли, например в почве, или во мхе".

Сегодня ученым известно около 1000 видов тихоходок, но из-за их повсеместного распространения точное число видов остается неизвестным.

Доктор Ребекки объяснила, что "они обладают свойством "высушивания", тогда они теряют до 97% воды в организме. И в таком состоянии могут просуществовать несколько лет. А затем они могут вновь ожить". Такая биологическая особенность организма называется "ангидробиоз".

В состоянии "спячки" тихоходки могут находиться очень долго и перенести невероятные нагрузки, выжить в условиях, непригодных для жизни других организмов. Они выдерживают экстремальные температуры: от -271 °С до +100 °С. Они переносят излучение в 570 000 рентген (для человека смертельная доза составляет 500 рентген) и экстремально высокое давление (около 6000 атмосфер, что почти в 6 раз выше уровня давления в самой низкой точке Марианской впадины).

Удивительные способности этих животных вызвали огромный интерес со стороны ученых. Их решили отправить в космос и узнать, смогут ли они выжить в условиях вакуума. Доктор Ребекки рассказала, что было две экспедиции с тихоходками на борту, в 2007 и 2009 году в рамках космической миссии "Тихоходки в космосе", запущенной Европейским космическим агентством. Животные провели в открытом космосе 12 дней. Цель эксперимента заключалась в изучении способности тихоходок противостоять высокому давлению и гравитации.

По словам доктора Ребекки, тихоходки выработали защитный механизм против окисления, смогли вернуться к нормальному состоянию после эксперимента и оказались способны к воспроизводству.

Тихоходки - это единственные живые организмы, способные выжить в открытом космосе. Доктор Ребекки отрицает распространенную теорию, что тихоходки попали на землю из космоса, и что они потомки пришельцев с других планет.

Тем временем, изучение "водяных медведей" продолжается. Ученые пытаются понять молекулярную особенность самовысыхания. Биолог из Университета Калифорнии, Джон Кроуи, пришел к выводу, что такая способность организма к выживанию, как у тихоходок, возможна благодаря уровню сахара, известного как "трегалоза". Во время "спячки" этот вид сахара начинает заменять воду, питая организм и поддерживая жизнеспособность.

Ученые пытаются воспроизвести такую клеточную особенность, чтобы в дальнейшем научиться продлевать сохранность продуктов питания, качества вакцин, клеток крови и ДНК. Если ученым удастся применить результаты исследования защитных функций тихоходок в медицине, то это будет огромный прорыв в науке, который поможет качественно улучшить состояние здоровья людей во всем мире.

Ева Бертранд