14.06.2012

Опубликован геном обезьяны бонобо

Ученые завершили прочтение генома обезьяны бонобо Pan paniscus. Таким образом, карликовый шимпанзе стал последним видом человекообразных обезьян, последовательность ДНК которого установили биологи. Работа опубликована в журнале Nature, ее краткий обзор приводит NatureNews.

Pan paniscus. Фото Pierre Fidenci

Ученые работали с ДНК восемнадцатилетней самки бонобо по кличке Улинди. Наибольший интерес для биологов представляли парные отличия между последовательностями нуклеиновых кислот бонобо, шимпанзе и человека.

Большинство из различий приходились на некодирующие участки генома (межгенные участки). В наиболее быстро эволюционировавшей области у бонобо была обнаружена уникальная микро-РНК, которая, видимо, участвует в регуляции работы пока не установленных генов.

В геноме также были обнаружены участки, имеющие большее сходство между бонобо и человеком, чем между бонобо и шимпанзе. В совокупности они занимали около 1,6 процентов генома животного.

По современным данным, общий предок между человеком, шимпанзе и бонобо жил около 6 миллионов лет назад. Бонобо отделились от шимпанзе около двух миллионов лет назад, после того, как ареалы их обитания были разделены рекой Конго. С тех пор, по словам биологов, генетического обмена между видами практически не существовало.

Бонобо жили на южной стороне Конго, и им, в отличие от шимпанзе, не приходилось конкурировать с гориллами за питание, поскольку гориллы жили только к северу от реки. Возможно, именно это стало причиной возникновения существенных отличий в поведении между обезьянами.

Карликовые шимпанзе оказались не только меньше своих северных родственников, но и гораздо миролюбивей. Бонобо гораздо реже вступают в конфликты и склонны разрешать их не агрессивным доминированием, а при помощи угощения и секса. Секс у бонобо играет очень важную роль во взаимоотношениях между членами группы. В отличие от шимпанзе, обезьяны часто практикуют его не только в целях размножения, а также между однополыми особями.

1. Lenta.Ru