03.08.2011

Открыто использование грызунами древесного яда для защиты

Биологи впервые обнаружили пример сбора растительного яда плацентарным млекопитающим. Хотя получение животными ядов от растений известно в природе, грызуны, виртуозно освоившие такой приём, удивили специалистов.

Авторы работы отмечают, как удачно специфические морфологические структуры этого зверька и модель его поведения дополняют друг друга в целях химической защиты (фото Susan Rouse)

Героем исследования, проведённого группой учёных из Великобритании, Кении и США, стала африканская гривастая крыса (Lophiomys imhausi), у нас называемая косматым хомяком.

Это животное обитает в Восточной Африке. Биологи давно подозревали, что оно ядовито. Во-первых, из-за специфической окраски: яркие чёрно-белые полосы вместо маскировки. Во-вторых по поведению: при встрече с хищником хомяк испускает неприятный запах из желёз, расположенных на боку, и рекламирует свою опасность, поднимая торчком гриву. А в-третьих, из-за случаев заболевания и гибели собак после встречи с этим созданием.

Однако раньше высказывалась идея, что зверёк L. imhausi сам генерирует защитный яд. А оказалось, он заимствует его у дерева — акокантеры абиссинской (Acokanthera schimperi). Примечательно, что некоторые африканские охотники используют тот же самый источник яда для смачивания наконечников своих стрел.

Косматый хомяк не слишком фотогеничен. На рисунке — сигнал 'не подходи', выставляющий 'боковую линию', то есть вооружённые ядом волоски (иллюстрации Susan Rouse, Margaret F. Kinnaird, Jonathan Kingdon et al.)

Исследователи подтвердили эту гипотезу, предоставляя пойманным гривастым крысам ветви и корни акокантеры. Грызуны принимались грызть и жевать кору (избегая листьев и плодов) и размазывать слюни по своим бокам, пишет PhysOrg.com.

Анализ шерсти косматого хомяка под электронным микроскопом показал, что волосы на боках L. imhausi отличаются по своему строению от прочих. Они сильно перфорированы и насыщены порами, как губка или фитиль, а потому превосходно впитывают и сохраняют смертельный яд (карденолид, близкий аналог уабаина, способного убить слона). Этот «подарок» попадает в пасть любому животному, которое пробует отведать косматого хомяка.

Сканирующий электронный микроскоп позолил увидеть волос вблизи кончика, наполненный ядом (a), и микроволокна в промытом волосе (b), участок вблизи корня (фото Jonathan Kingdon et al.)

Как L. imhausi использует яд, не поддаваясь его действию? Почему в ходе эволюции этот хомяк (или всё же крыса, если ориентироваться на западное название) получил свои удивительные волоски? На эти вопросы биологи пока не могут ответить.

(Подробности открытия можно найти в статье Proceedings of The Royal Society B.)

Леонид Попов,