05.04.2011

Водоросль поселилась в саламандре

Исследователи из научных центров Канады под руководством Райан Кёрни (Ryan Kerney) из Университета Далхаузи (Dalhousie University) описали тонкости отношений между эмбрионами саламандры пятнистой (Ambistoma maculatum) и зелёными водорослями. Естествоиспытатели выяснили, что водоросли прорастают внутрь эмбриона. Но саламандрята от этого не погибают, а, напротив, набираются сил для дальнейшего роста и развития.

Пятнистая саламандра Ambystoma maculatum. Фото: Roger Hangarter

Водоросль прижилась в саламандре

Пятнистые саламандры – не очень активные, медлительные и малоподвижные животные. Эти амфибии проводят большую часть жизни под землёй – в спячке, которая продолжается с октября-ноября и до весны. С наступлением тепла саламандры выбираются наружу и начинают размножаться. Хвостатые амфибии ползают возле водоёмов и луж, куда и откладывают яйца.

Более 120 лет назад Генри Орр (Henry Orr) из Принстонского университета впервые описал взаимовыгодное сотрудничество (симбиоз) между личинками пятнистой саламандры и зелёными водорослями. Последователи Генри Орра проводили множество экспериментов, доказывающих целесообразность этого эмбрионального союза. «Икринки, выращенные в условиях недостаточной освещённости, не зеленели, так как в них не было водорослей, — резюмируют результаты предшествующих экспериментов Райан Кёрни и коллеги. – Эмбрионы, сформировавшиеся в зелёных икринках, были более жизнеспособными, крепкими и развитыми; имели большую мышечную массу». Учёные полагают, что водоросли Oophila ambylystomatis, поселившиеся в окружении эмбриона, получают от саламандрят азот, который содержится в продуктах метаболизма.

Райан Кёрни и коллеги расширил горизонты познаний о том, как развиваются эмбрионы. Биологи использовали современные генетические технологии, которые позволили увидеть зелёные водоросли не только в окружающем эмбрионе желе, но и в самом в теле саламандры: «ДНК-анализ показал, что союз Ambistoma maculatum и Oophila ambylystomatis более интимный: водоросли проникают внутрь клеток», — резюмируют авторы статьи Intracellular invasion of green algae in a salamander host, опубликованной в PNAS.

Эмбрионы Ambystoma maculatum. Фото: Roger Hangarter

«Исследования вековой и полувековой давности не позволяли обнаружить водоросли в половых клетках саламандры, — продолжают исследователи. — Считалось, что зелёные водоросли перебираются в икринки из окружающей среды. Результаты ДНК-анализа позволяют утверждать, что водоросли передаются эмбриону в том числе и вертикально – от родительских половых клеток».

«Это уникальный пример того, как водоросли поселились в клетках позвоночных животных, — продолжают исследователи. — Эмбрионы лягушек, рыб и моллюсков тоже сожительствуют с зелёными водорослями. Вероятно, мы не знаем о других примерах внутриклеточного сожительства позвоночных и водорослей только из-за отсутствия должных исследований», — завершают авторы статьи.

1. infox.ru