11.05.2011

Полет мух оказался плаванием

Во время полета плодовые мушки дрозофилы используют движения, напоминающие движения, характерные для водоплавающих животных. Такой вывод сделала группа ученых, исследовавшая физику полета мух. Свои результаты авторы опубликовали в журнале Physical Review Letters, а коротко о них пишет портал Physics World.

Муха дрозофила. Фото с сайта uchospitals.edu

Летающие существа передвигаются в воздухе, создавая подъемную силу при помощи движений крыльев. Водоплавающие животные используют вязкость жидкости - отталкиваясь от воды, они движутся вперед. Авторы новой работы показали, что мухи частично используют тактику водных обитателей для коррекции своего полета.

Ученые снимали перемещения мух дрозофил при помощи высокоскоростной съемки и анализировали движения крыльев насекомых. Для того чтобы оставаться в воздухе, мухи совершают движения крыльями вперед и назад в горизонтальной плоскости, создавая подъемную силу. При изменении угла наклона крыльев относительно горизонтали часть подъемной силы оказывается направленной вперед, "толкая" насекомое в нужном направлении.

Если бы дрозофилы использовали только "полетные" движения, то при увеличении скорости перемещения угол наклона крыльев должен был бы расти. Однако ученые обнаружили, что в некоторых случаях плоскость крыльев остается практически горизонтальной независимо от скорости полета. Кроме того, ученые выяснили, как именно насекомые регулируют полет. Например, когда мухи парили на одном месте или летели очень медленно, средний угол наклона крыла оставался почти прямым по отношению к горизонтали, хотя при движении крыльев вперед и назад угол постоянно менялся на противоположный. Соответственно, муху "тащило" то вперед, то назад, но эти две силы уравновешивали друг друга, и насекомое оставалось на одном месте.

При быстрых перемещениях крыло оказывалось практически в горизонтальной плоскости при его перемещении вперед и практически в вертикальной при перемещении назад. То есть сила, тянущая муху вперед, создавалась только при перемещении крыльев назад - тот же механизм используют водоплавающие животные.

Авторы работы подчеркивают, что их результаты только объясняют механику полета мух, но никаким образом не поддерживают разделяемую некоторыми биологами противоречивую гипотезу о том, что плавание и полет имеют общее эволюционное происхождение.

1. Lenta.Ru