20.01.2011

Биологи открыли сельское хозяйство у амёб

Некоторые почвенные амёбы, несмотря на простейшее строение, способны выступать в роли фермеров. Перебираясь на новое место жительства, они берут с собой бактерии на разведение.

«Земледелие» у одноклеточных, пусть и формирующих на время сложные структуры (на снимке), – вещь неожиданная. Из похожих примеров можно вспомнить муравьёв, разводящих грибы и тлей. Но насекомые – куда более сложные существа (фото с сайта rice.edu)

Удивительную деталь в жизненном цикле слизевика-диктиостелиума обнаружили учёные из университета Райса (Rice University): треть спор Dictyostelium discoideum содержит живые запасы еды — бактерии. Диктиостелиум переносит их, чтобы создать «урожайное поле» на новом месте, возможно, бедное бактериями.

Поясним, когда амёбы испытывают голод, они собираются вместе, слипаются и формируют «слизня», мигрирующего туда, где среда благоприятнее. После перемещения «слизень» формирует плодовое тело. Оно разбрасывает споры новых амёб, вновь на время становящихся индивидуалистами.

Этот цикл, казалось бы, учёными давно разобран досконально. Но одна деталь была открыта только теперь. Перед миграцией амёбы, попавшие в руки микробиологов, не съедали все доступные бактерии вокруг, а брали с собой их запасы (подробности изложены в статье в Nature).

Судя по всему, это были не запасы еды в дорогу, а, образно говоря, семенной фонд, который споры рассеивали на новом месте. Выпущенные бактерии, размножаясь, превращались в новый источник пищи для D. discoideum.

Ранее у того же диктиостелиума (на снимках – его временная «коллективная» форма, в которой объединяются тысячи амёб) был открыт альтруизм. Это стало ещё одной фантастической гранью примитивного, на поверхностный взгляд, мира микроскопических существ. Кстати, вы видели, как гриб-слизевик строит карту железных дорог? (фотографии с сайта rice.edu)

Любопытно также, что данную деталь в жизни амёб биологи выявили после изучения диких образцов, а не культивируемых из поколение в поколение в лаборатории, — рассказывает BBC. Возможно, этот бесконечно размножаемый лабораторный клон просто изначально не был «фермером». Кстати, после своего открытия авторы исследования сумели выявить другой вид амёб, который тоже берёт в дорогу запасы пропитания.

Журнал Nature приводит ещё одну интересную параллель, всплывшую в новом исследовании. Колонии «амёб-фермеров» при миграции покрывают меньшее расстояние, чем тот же вид, но из «не фермерской» колонии.

Это не просто следствие отказа от еды перед путешествием (чтобы взять её в путь) – дело в том, что «фермерским» вариантам амёб не нужно далеко перемещаться, чтобы найти пищу. Данное обстоятельство поразительно напоминает то, что случилось с людьми, когда они изобрели сельское хозяйство, — сапиенсы стали оседлыми.

Леонид Попов