02.02.2011

Биологи уличили бактерий в контроле пола пауков

Бельгийские учёные выяснили, что паразит, нередко встречающийся у паучих, решает, сколько сыновей и дочерей появится на свет у мохнатых родительниц.

Ранее влияние бактерии на пол потомства хозяев находили у насекомых, клещей и изопод, но никогда у пауков (фото Fotogalerie Arachnida)

Вольбахия (Wolbachia) уже «освоила» почти две трети видов насекомых, да и не только их. Из поколения в поколение бактерия передаётся через яйца, соответственно ей выгодно, чтобы у вида-хозяина появлялось как можно больше самок.

Исследователи университета Гента (Universiteit Gent) изучали пауков вида Oedothorax gibbosus и обнаружили, что инфицированные вольбахией самки производят на свет больше женских особей, нежели здоровые паучихи. Когда биологи вылечили будущих мамаш антибиотиками, ситуация изменилась: соотношение полов стало таким же, как и в контрольной группе.

Бельгийцы подозревают, что вольбахия также причастна к девственному размножению O. gibbosus (фото Fotogalerie Arachnida)

В статье, вышедшей в журнале BMC Evolutionary Biology, учёные делают вывод, что именно вольбахия контролирует пол будущего потомства. Скорее всего, бактерия уничтожает самцов ещё до рождения. По этой причине кладки, в которых доминируют самки, оказываются меньше остальных.

Кстати, в некоторых случаях бактерия даже обеспечивает своим хозяевам эволюционное преимущество. Отдельным видам социальных пауков необходимо лишь небольшое количество мужских особей для спаривания, из-за этого между рождающимися самцами существует высокая конкуренция. Вольбахия же помогает самкам не родить особей, которые никогда не найдут партнёршу для спаривания.

Юлия Рудый