17.12.2010

Белые медведи скрещиваются с бурыми

В 2006 году охотники убили необыкновенного арктического медведя – белого с коричневыми пятнами. Генетики проанализировали ДНК животного и пришли к выводу, что мишка не испачкался, а появился на свет от двух разных видов – медведя полярного и медведя гризли. Полярного гризли ученые назвали «пиззли» (pizzly). В 2010 году канадские охотники подстрелили еще одного такого медведя, который оказался гибридом во втором поколении.

Полярный медведь с признаками гибридизации. Фото: S. KazlowSKI/ScIence FactIon/corbIS

Биологи объясняют, что межвидовая гибридизация случается. Правда, обычно животные разных видов спариваются не самостоятельно, а по инициативе селекционеров. Поэтому, встретив гибридных мишек в дикой природе, ученые несколько удивились и обеспокоились.

Поводом для беспокойства и околонаучных спекуляций стал тот факт, что с начала 1980-х годов в полярной зоне периодически появляются гибриды морских животных. Брендан Келли (Brendan Kelly) из Национального центра по контролю океана и атмосферы (National Oceanic and Atmospheric Administration) и его коллеги из Университета Аляски (University of Alaska) и Массачусетского университета (University of Massachusetts) уверены, что участившееся межвидовое скрещивание – еще один фактор, способствующий исчезновению белых медведей. Исследователи поясняют, что первопричина межвидового скрещивания – изменения климата, в результате которых ранее изолированные популяции начинают делить одну экологическую нишу. Естественные ледовые барьеры исчезают, открывая путь для межвидового взаимодействия. «Чем чаще изолированные родственные виды будут встречаться друг с другом, тем больше вероятность, что редкие виды животных и их геномы вольются в «общую чашу» доминирующих видов вовсе исчезнут», — пишут биологи в статье, опубликованной в Nature.

По предварительным подсчетам, в ближайшее время в Арктике может появиться до тридцати четырех гибридных вида. Однако ученые предостерегают от излишней драматизации ситуации. Ведь как ни крути, а межвидовая гибридизация, как, впрочем, и потепление – естественный процесс. Конечно, влияние человека нельзя исключить. Но что-то похожее (резкое изменение скорости эволюции) уже происходило в истории Земли в период так называемого кембрийского взрыва.

Пока что биологи предлагают провести генетическое картирование арктических животных, разработать систему мониторинга за генетической чистотой видов и смоделировать вероятные сценарии развития событий. В случае, если потребуется вмешательство – остановить распространение того или иного вида за пределы его ареала.

Алла Солодова