28.01.2011

Эволюция орангутана удивила учёных медлительностью

ДНК орангутанов изменялась очень медленно. Эту, а также ряд других странностей обнаружили генетики, расшифровавшие геномы шести суматранских и пяти борнейских человекообразных обезьян.

Орангутан стал третьим представителем семейства гоминидов, чей геном был расшифрован. Ранее «отличились» только человек и шимпанзе (фото Steve Martin/Flickr.com)

Учёные взяли генетический материал сразу от двух видов намеренно: острова разделили их в пространстве как минимум 21 тысячу лет назад. Правда, прежние исследования установили, что с тех пор, как виды разошлись на отдельные ветви, прошло никак не меньше миллиона лет.

Поскольку на этот раз в руках учёных были не отдельные куски ДНК и ограниченное количество маркеров, а полные геномы, анализ получился более точным. Он показал, что истина лежит посередине – разделение произошло 400 тысяч лет назад.

В статье, опубликованной в журнале Nature, учёные отмечают, что изменения в структуре хромосом у орангутанов также минимальны (фото Perry van Duijnhoven, Carel van Schaik)

Однако куда более интересные результаты дало сравнение геномов орангутанов не между собой, а с ДНК человека и шимпанзе. Международная команда учёных установила, что орангутаны теряли и получали новые гены в два раза реже своих собратьев (Alu-повторы передвигались по геному орангутана гораздо меньше). И это при том что выделение орангутанов в отдельный род произошло примерно 12-16 миллионов лет назад, то есть времени на эволюцию у этих животных было предостаточно.

Новые данные преподнесли ещё одно открытие. Ранее считалось, что развитие интеллекта у человека и шимпанзе было обусловлено обширным реструктурированием их геномов. Но если учесть, что орангутаны тоже весьма сообразительные существа, то получается, дело не только в «скоростном» изменении ДНК.

Сейчас генетики работают над расшифровкой геномов ещё двух человекообразных обезьян: горилл и бонобо. На схеме числами обозначено время отделения ветвей друг от друга в миллионах лет (иллюстрация Nature)

Группа генетиков, возглавляемая специалистами университета Орхуса (Aarhus Universitet), параллельно провела другое сравнение трёх геномов. В статье, вышедшей в журнале Genome Research, учёные рассказывают, что в ДНК человека присутствует много областей, больше похожих на отрезки геномов орангутанов, нежели шимпанзе.

Выходит, перед тем как на эволюционном древе разошлись шимпанзе и человек, у обоих в геноме присутствовали куски ДНК общего предка, но за шесть миллионов лет, что прошли с тех пор, человек сохранил, а шимпанзе растеряли это «наследство».

Юлия Рудый