27.07.2010

Объяснено выживание гусениц на осенних листьях

Необычное поведение бактерий обнаружили французские биологи из университета Франсуа Рабле (UFR). Оказалось, что бактерии возвращают к жизни пожелтевшие осенью листья и тем самым спасают от голода личинки своих хозяев – моли вида Phyllonorycter blancardella.

Многие даже очень далёкие от науки люди наверняка замечали странные пятна на пожелтевших листьях деревьев. Эти 'зелёные островки' позволяют гнездящимся в них насекомым прожить дольше в суровых условиях осени (фото David Giron)

Минирующая моль откладывает яйца на нижнюю сторону листьев яблонь. Большая часть этих листьев желтеет, но места, где расположились личинки P. blancardella, остаются ярко-зелёными, то есть в клетках по-прежнему происходит фотосинтез.

В статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B, учёные предполагают, что продлевает жизнь листа не сама моль, а живущие в ней симбиотические бактерии. Дружественные насекомым микроорганизмы вырабатывают цитокинины, и эти гормоны стимулируют деление клеток растения, продлевая фотосинтез.

Чтобы установить это наверняка, Дэвид Гирон (David Giron) и его коллеги провели эксперимент. Сначала они накормили часть самок P. blancardella антибиотиками, которые убили эндосимбионтов. Потом биологи проследили за процессами откладывания яиц и роста личинок. Выяснилось, что потомство "вылеченных" самок, в отличие от личинок из контрольной группы, не смогло создать "зелёные островки".

В данном случае микроорганизмы приносят своим хозяевам очевидную пользу. (фото Proceedings of the Royal Society B)

Без бактерий, которых не смогли передать накормленные антибиотиками матери, клетки листьев яблони прекратили фотосинтез и насекомые умерли. Кстати, дополнительная подкормка зелёным листом продлевает жизнь личинок примерно на месяц, увеличивая шанс на продолжение рода.

Правда, какие именно бактерии и каким путём вырабатывают цитокинины, биологи пока точно не установили. Возможно, это представители рода Wolbachia. Они обладают геном, который у растений запускает выработку тех самых гормонов.

1. MEMBRANA