26.05.2010

Экосистема саванн держится на термитах

Моделирование и экспериментальные исследования, выполненные биологами в Кении, показали, что жизнедеятельность растений, насекомых и животных поддерживают равномерно распределённые по саванне термитники.

На этом спутниковом снимке хорошо видно, что термитники (маленькие красные точки) распределяются по территории равномерно. Крупные красные области — заброшенные загоны для скота. (Иллюстрация из журнала PLoS Biology.)

На создание термитника диаметром около 10 м у насекомых рода Odontotermes, обитающих в Африке, уходят столетия. Эти сооружения, покрытые зелёной травой, располагаются в 60–100 м друг от друга и чётко выделяются на фоне саванны.

Вопрос о том, какую роль в экосистеме играют термиты, заинтересовал авторов после завершения предыдущего исследования, в котором было установлено, что вблизи термитников карликовые гекконы встречаются чаще. Как оказалось, этот пример не является единственным: акации также плодоносят более активно, если рядом находится термитник. Растения, что вполне естественно, привлекают насекомых; исследователи установили специальные липкие ловушки для сбора жуков и мух, и на той их стороне, которая была обращена к термитнику, скапливалось в среднем на 40% больше насекомых, чем на обратной. Насекомые, в свою очередь, служат приманкой для более крупных животных — к примеру, тех же гекконов, которые в два раза чаще обнаруживаются на деревьях, находящихся неподалёку от термитников.

Крупный термитник и его обитатель (иллюстрация iStockphoto, Роберта Прингла)

Механизм воздействия термитов на экосистему довольно сложен. Эти насекомые, поясняют учёные, привносят в мелкозернистую почву рядом с термитниками сравнительно крупные частицы, что способствует проникновению воды. Кроме того, почва обогащается фосфором и азотом.

Большое значение имеет и равномерное расположение термитников. Компьютерное моделирование показало, что наблюдаемое распределение даёт максимальный эффект и позволяет действенно использовать доступные ресурсы саванны.

«Крупные хищники — львы, леопарды — не всегда занимают центральное место в экосистемах, — заключает руководитель исследования Роберт Прингл (Robert Pringle) из Гарвардского университета. — В саваннах функционирование сообществ растений и животных обеспечивают термиты, которых мы привыкли считать обычными вредителями».

Полная версия отчёта опубликована в издании PLoS Biology.

Дмитрий Сафин