28.04.2010

Муравьи оказались опытными агрономами

Ученые выяснили, что муравьи-фермеры, научившиеся около 50 миллионов лет назад выращивать себе в пищу грибы, как минимум однажды полностью поменяли свои пристрастия и перешли на культивацию нового вида грибов. Выводы своей работы исследователи опубликовали в журнале The American Naturalist, а коротко о них пишет портал ScienceNOW.

Муравьи-фермеры Atta cephalotes. Фото с сайта ncsu.edu

Исследователи анализировали ДНК насекомых и грибов и сравнивали скорости их эволюции. Такой метод получил название метода молекулярных часов. Коротко его суть заключается в следующем: со временем в ДНК организмов накапливаются случайные мутации, и средняя скорость этого процесса постоянна. Оценивая число мутаций в геномах различных видов, ученые могут определить, как давно они начали эволюционировать независимо.

Авторы новой работы определили, когда исследуемые ими виды муравьев и грибов отделились от предковых видов. Результаты этого анализа показали, что для насекомых и грибов время этого события очень сильно отличается. Так, один из видов муравьев-листорезов начал эволюционировать самостоятельно около 12 миллионов лет назад, а культивируемый ими вид грибов обособился всего лишь 2-3 миллиона лет назад.

Так как "фермерским хозяйством" занимались еще предки муравьев-листорезов, полученные учеными результаты указывают, что 2-3 миллиона лет назад насекомые просто выбрали себе новый вид грибов и занялись его выращиванием, полностью отказавшись от старых видов. Именно так авторы нового исследования объясняют столь позднее начала независимой эволюции "одомашненного" вида грибов.

О существовании муравьев-фермеров ученым известно давно, однако детально проследить эволюцию развития сельскохозяйственных навыков удалось только недавно. В ходе исследования, длившегося 15 лет, коллектив авторов изучил генетический материал 91 вида муравьев, 65 из которых занимаются выращиванием грибов, и установил, как именно муравьи осваивали культивацию грибов.

1. Lenta.Ru