15.03.2010

Раскрыта загадка охоты змей вслепую

Ученые впервые узнали, как некоторые змеи могут обнаруживать слабое тепло, исходящее от тела их жертв, например, мышей с расстояния более одного метра, что позволяет этим рептилиям с достаточной точностью и скоростью охотится в темное время суток.

Раскрыта загадка охоты змей вслепую. Фото: Getty Images

Давно известно, что гремучие змеи, удавы и питоны имеют особые органы между глазом и ноздрей, которые могут улавливать даже слабое инфракрасное излучение – тепло.

Среди змей, имеющих этот особый орган-ямку – западная гремучая змея, обитающая на севере Мексики и юго-западе Соединенных Штатов. Она представляет свой собственный класс змей, поскольку ее инфракрасное чутье в 10 раз более острое, чем у любой из ее двоюродных сестер.

Даже когда ее глаза прикрывали крошечными колпачками, змея показала способность отслеживать и убивать жертву, по сути, вслепую.

Вопрос о том, как эти рептилии обнаруживают и интерпретируют инфракрасные сигналы в нервные импульсы, пока остается тайной и предметом острых дебатов.

Одни ученые считают, что в основе уникального механизма змей лежит фотохимический процесс, когда глаза видят электромагнитное излучение в виде фотонов, активизирующих рецепторы клеток, которые, в свою очередь, преобразуют эту энергию в биохимический сигнал и посылают его в мозг.

Некоторые рыбы, например, могут видеть инфракрасные волны электромагнитного спектра.

Но Давид Джлиус, молекулярный биолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, в ходе лабораторных экспериментов показал, что различные неврологические методы работают на "шестое чувство" гадюк.

"В данном случае, инфракрасное излучение действительно было обнаружено внутри ямного органа в виде тепла", - рассказал ученый в телефонном интервью. - "Мы нашли молекулу, за него отвечающее".

Очень тонкая мембрана внутри этого органа - по сути костлявой полости – разогревается, когда излучение поступает через отверстия в коже, пояснил он.

Поскольку мембрана находится в полом пространстве, она чрезвычайно чувствительна к изменениям температуры.

"Разогреваемая ткань подает то сигнал на нервные волокна, которые активизируют рецепторы, известные как каналы TRPA1".

Те, кто являются сторонниками нейрохимической гипотезы, считают, что змеи чувствуют тепло, а не видят.

У людей эквивалентный механизм называется "рецептором васаби", поскольку он позволяет нашей сенсорной нервной системе выявлять раздражители - такие, например, как острая японская приправа, принадлежащая к семейству горчицы.

Однако эта система на тепло не включается.

Результаты открытия, опубликованные в журнале Nature, могут также пролить свет на эволюцию змей, которые скользили по всей планете более 100 миллионов лет назад.

1. MIGnews.com