31.03.2010

На Мадагаскаре живут змеи, населявшие еще Гондвану

Международная группа биологов реконструировала эволюционную историю крупного инфраотряда змей Scolecophidia и обнаружила, что он принадлежит к тем немногим группам животных, которые населяли Мадагаскар в момент его отделения от Индии и проживают там до сих пор.

«Слепая змея» (фото Michael & Patricia Fogden / Corbis)

В инфраотряд Scolecophidia, представителей которого часто называют «слепыми змеями», входят около 260 видов, встречающихся на всех континентах, кроме Антарктиды. Широкое распространение этих животных удивляло биологов, поскольку бoльшую часть времени змеи проводят под землей, и перебираться с континента на континент им должно быть тяжело.

Авторы постарались проследить эволюцию «слепых змей», изучив пять ядерных генов, кодирующих протеины, у 96 различных видов Scolecophidia. Пользуясь статистической методикой молекулярных часов, биологи построили эволюционное дерево, которое отмечает моменты выделения новых ветвей внутри инфраотряда.

Как выяснилось, история этих змей прямо связана с дрейфом материков. Первые представители Scolecophidia появились на древней Гондване, а эволюционное разделение началось около 155 млн лет назад, в момент ее раскола на западную (Южная Америка и Африка) и восточную (Антарктида, Индия, Мадагаскар и Австралия) части. Восточная часть впоследствии разделилась на «Индигаскар» (Индию и Мадагаскар) и Австралию с Антарктидой, а 94 млн лет назад не выдержал и «Индигаскар». Свидетельством этого является новое семейство змей, получившее от ученых свое название и встречающееся только на Мадагаскаре.

Для того чтобы занять свои ниши на континентах, змеям, по мнению ученых, приходилось совершать длительные путешествия на плавающих предметах. Примером этого служат животные, оставшиеся в западной части Гондваны. Она разделилась на Африку и Южную Америку около 100 млн лет назад, однако генетическое разделение африканских и южноамериканских змей произошло гораздо позже — 63 млн лет назад. Следовательно, рассуждают авторы, змеи, изначально оккупировавшие африканскую область западной части Гондваны, самостоятельно добрались до Южной Америки, а затем и до Вест-Индии.

Ученым известно лишь о шести или семи других позвоночных, которым удалось пересечь Атлантику, двигаясь с востока на запад. Впрочем, такое путешествие длилось не более шести месяцев, и змеи, перемещавшиеся на растительном «плоту» вместе с насекомыми, их традиционным предметом охоты, были вполне способны добраться до места назначения.

Полную версию отчета опубликует журнал Biology Letters.

Дмитрий Сафин