30.07.2009

Самая древняя жизнь появилась в озере

Учёные настаивают, а обычные люди не сопротивляются и вторят научным мужам: жизнь зародилась в океане. Тем временем в Китае исследователи обнаружили окаменелости самых древних существ и утверждают, что уж этих-то при жизни точно не моря окружали.

Возможно, организмы сохранились на месте древних озёр, но бесследно исчезли в том месте, где раньше был океан (фото Martin Kennedy, UC Riverside)

Около трёх миллиардов лет назад появились первые робкие формы одноклеточных организмов, похожие на современные бактерии. 600 миллионов лет назад они "доросли" до многоклеточных, которые начали быстро вносить в свои ряды разнообразие.

Самыми древними окаменелостями животных (590-565 млн лет до н.э.) считаются образцы, обнаруженные в формации Доушаньто (Doushantuo Formation) на юге Китая. Почти все тамошние организмы являются микроскопическими эмбрионами (отсутствуют взрослые особи). Однако это известно уже давно (впервые отрыли ископаемых ещё в 1998 году).

"Любопытно другое. А именно то, что мы обнаружили в скальной породе огромное количество глинистого минерала смектита. В столь древних образцах он обычно не встречается, так как преобразуется в другую форму. Для его сохранения необходимы особые условия. Значит, в своё время здесь должны были находиться солёные, щелочные озёра", — рассуждает один из исследователей Том Бристоу Tom Bristow).

Учёные собрали сотни образцов породы в самых разных частях южного Китая. Обследовав камни в лаборатории, они пришли к выводу, что ни один из них не относится к морским отложениям. Более того, не все содержали и тот самый смектит. Это снова наталкивает на мысль, что никаких морей 600 миллионов лет назад здесь не было, а встречались лишь отдельные солёные озёра. В них-то и жили самые древние организмы, утверждают авторы в своей статье, опубликованной в PNAS.

Всё как на ладони (фото Martin Kennedy, UC Riverside)

Открытие сразу же поднимает множество новых вопросов. Как и почему животные появились именно здесь? Ведь озеро обычно существует на поверхности Земли относительно недолго, состав и условия в нём очень быстро изменяются. Логика подсказывает, что в океане жизни было бы появиться куда проще.

Впрочем, ещё не всё потеряно, точнее, вероятно, ещё не всё найдено. Может быть, уже через пару лет археологи откопают ещё более старые организмы и окажется, что они зародились в морской среде.

В любом случае получается, что к тому историческому моменту эволюция уже набирала обороты. "Те животные уже научились приспосабливаться к изменчивым условиям озера", — говорит геолог Мартин Кеннеди (Martin Kennedy) из университета Калифорнии в Риверсайде.

И тут же предполагает: "Если первые живые организмы появились в озёрах, то выгода могла быть в том, что небольшая глубина временных водных образований позволила многоклеточным потреблять больше кислорода". Существует же теория, что всплеск эволюции пришёлся на увеличение содержания столь важного элемента в атмосфере Земли.

1. MEMBRANA