09.04.2009

Любовь с первого взгляда как биологический феномен

Группа исследователей из США и Австралии показала, что самки дрозофил (Drosophila melanogaster) отбирают самцов для спаривания, руководствуясь определенными генетическими критериями совместимости.

Любовь с первого взгляда как биологический феномен

В проведенных биологами экспериментах были задействованы две различные лабораторные линии самцов дрозофил (Canton-S и Oregon R) и одна линия самок. Женские особи спаривались с представителями обеих линий, а исследователи наблюдали за изменениями в поведении самок плодовых мух после оплодотворения и за тем, насколько "удачно" завершился процесс (определялось количество яиц в кладке и объем созданных запасов спермы).

Ученые также тщательно проанализировали генетические параметры самок, чтобы иметь возможность сравнить уровни экспрессии генов для случаев спаривания с самцами из разных линий (известно, что после оплодотворения происходит небольшое изменение уровня экспрессии около 1 700 генов женской особи).

Как выяснилось, выбор самца из "чужой" линии не оказывает практически никакого воздействия на вышеупомянутые уровни экспрессии, но при этом его генотип влияет на определение самкой партнера для спаривания и ее плодовитость.

Полученные результаты позволили исследователям сделать вывод о том, что указанные процессы регулируются генетическими механизмами, заложенными сравнительно давно, сразу после наступления половой зрелости, отмечает Сompulenta. "Наше исследование имеет большое практическое значение: теперь мы можем разработать способы сдерживания роста популяций насекомых-вредителей, основанные на активировании конкретных генов, которые оказывают влияние на процесс размножения", — утверждает участница научной группы Мариана Волфнер из Корнеллского университета.

"Похоже, самок действительно волнует то, каким будет их партнер, — делится своими выводами Марк Джонстон, главный редактор журнала Genetics, опубликовавшего отчет ученых. — Но полностью контролировать процесс выбора они не могут".

1. NewsLand