05.11.2008

Японцы клонировали мышей после 16 лет заморозки

Используя клетки от мёртвых мышей, пролежавших в заморозке 16 лет, учёные создали нескольких здоровых клонов. Такой сенсационный результат получила команда генетиков под руководством Тэрухико Вакаямы (Teruhiko Wakayama) из Центра биологии развития (RIKEN Center for Developmental Biology).

Подробности этого исследования можно найти в статье в журнале PNAS. На снимке – клонированный мышонок (фото National Academy of Sciences)

Вакаяма говорит: "Мы показали, что даже ткани от замороженных животных могут быть использованы для создания клонов".

Важно отметить, что тела мышей были заморожены при температуре -20 °C безо всяких криопротекторов, подобно тому как это происходит в природе, в вечной мерзлоте. А это значит, что открываются новые перспективы по клонированию вымерших животных (шерстистых мамонтов, к примеру), сохранённых во льдах, а также по разведению сельскохозяйственных животных с использованием материала от ранее замороженных особей.

Особо интересна работа японцев именно тем, что в замороженном теле животного клетки оказываются повреждёнными. И потому их невозможно использовать в клонировании традиционными методами. Но Вакаяма и его коллеги придумали, как обойти это препятствие.

Сначала они получили несколько клеток мозга и крови от умерших полтора десятилетия назад мышей. Из этих клеток учёные извлекли ядра и пересадили их в неоплодотворённые яйцеклетки грызунов.

Поскольку было неясным, как ядра, замороженные столь длительное время, проявят себя при дальнейшем развитии животного, исследователи проделали следующий "трюк". Они не стали пересаживать мышам для вынашивания развивающиеся эмбрионы, а после некоторого роста извлекли из них несколько клеток.

Из последних экспериментаторы получили 46 линий эмбриональных стволовых клеток.

А уже из этих плюрипотентных "ячеек" биологи снова извлекли ядра и пересадили их в яйцеклетки мышей, которые впоследствии развились в здоровых животных. Всего таким способом было получено 13 клонов.

Кстати, Тэрухико нам знаком по терапевтическому клонированию, вылечившему подопытных мышей от болезни Паркинсона.

Смотреть видео.