31.10.2008

Ученые проследили эволюцию вампиров

Ученые выяснили, какие именно гены превратили насекомоядных летучих мышей в питающихся кровью. Коллектив исследователей из США, Швеции и Норвегии опубликовал в журнале Naturwissenschaften статью, основные выводы которых публикует New Scientist. Первые вампиры появились 26 миллионов лет назад. В процессе эволюции из насекомоядных предков, вампиры обзавелись несколькими копиями гена, кодирующего блокирующий свертывание крови фермент.

Летучая мышь-вампир. Фото пользователя WikedKentaur с сайта wikipedia.org

Слюнные железы летучих мышей вырабатывают ферменты, обезболивающие место укуса и блокирующие свертывание крови антикоагулянты. Благодаря действию ферментов спящая жертва не просыпается и не прерывает процесс питания вампира.

Антикоагулянт, синтезируемый летучими мышами, имеется не только у вампиров. В норме это вещество активирует один из компонентов плазмы крови, плазминоген. Плазмин, активная форма плазминогена, в свою очередь, инициирует растворение тромбов и тем самым блокирует свертывание крови там, где в норме оно идти не должно, например в неповрежденных кровеносных сосудах. Но именно у летучих мышей-вампиров ген активатора плазминогена получил несколько дополнительных копий и модифицировался, фермент стал синтезироваться в больших количествах и выделяться со слюной при укусе жертвы.

При небольшой массе тела в сорок граммов летучие мыши-вампиры способны выпить за раз сопоставимое со своим весом количество крови. Нападают вампиры и на людей - в Бразилии регулярно отмечают тысячи случаев укусов и иногда это даже приводит к гибели пострадавшего. Чувствительные к тепловому излучению рецепторы на носу вампира и тонкий слух частично подменяют вампирам эхолокацию, это позволяет летучим мышам успешно находить жертв, спящих на открытом воздухе или в помещениях с открытыми окнами.

Сделанное открытие не закрывает все связанные с появлением вампиров вопросы. Как объяснил в интервью New Scientist Дэвид Либерлес, один из авторов исследования, возникновение у вампиров острых резцов, особого строения языка и других особенностей, пока не получило объяснения на генном уровне. После прочтения генома малой бурой ночницы Myotis lucifugus, обыкновенной летучей мыши, можно провести и полное прочтение генома летучих мышей-вампиров. Проект "Геном летучей мыши-вампира", по словам ученого, пока не начат, но в эпоху массовых геномных исследований его реализация будет лишь вопросом времени. А полученные при этом данные позволят в итоге лучше понять и общие закономерности эволюции различных видов.

1. Lenta.Ru