11.02.2009

Биологи нашли гены первых зубов

Было время, когда зубов у позвоночных вообще не было. Потом зубы появились в горле, а позже и во рту. Сравнив соотношение первых и вторых, учёные пришли к любопытным выводам об их генетических истоках.

Ротовые (показаны сиреневым цветом) и глоточные зубы (голубым) цихлид из африканского озера Малави (иллюстрация PLoS ONE)

Группа биологов из технологического института Джорджии (Georgia Tech) и других университетов решила прояснить историю происхождения зубов у позвоночных.

Своё исследование учёные начали с первых зубов, которые появились в горле бесчелюстных рыб конодонтов (Conodonta), обитавших на планете около полумиллиарда лет назад. Те рыбы давно вымерли, но похожие образования встречаются и у ныне живущих позвоночных.

Чтобы получить более достоверные данные, доктор Гарет Фрейзер (Gareth Fraser) и его коллеги переключились на цихлид, известных своей скоростной эволюцией, а также тем, что у них зубы присутствуют как во рту, так и глубоко в глотке.

Выяснилось, что за прорезывание всех зубов (в том числе и у современных животных) ответственна одна и та же генная регуляторная система.

"Похоже на то, что все зубы, которые появились в ходе эволюции позвоночных, использовали для своего развития именно эти гены", — говорит Фрейзер.

Вид сверху на препарированный скелет одной из исследуемых рыб. Хорошо видны жаберные дуги и подъязычная кость. Зубы располагаются на ротовой и глоточной челюстях (последняя обозначена звёздочкой) (фото Georgia Institute of Technology)

Началось всё с того, что Даррин Халси (Darrin Hulsey), один из авторов работы, установил любопытную закономерность: чем меньше зубов на ротовых челюстях рыб, тем меньше и на глоточных. "Тогда мы пришли к выводу, что развитие зубов в обоих местах определяют одни и те же гены", — рассказывает Фрейзер.

Обнаружить "виновников" удалось с помощью метода гибридизации in situ во время роста эмбрионов рыб и развития их зубов.

"Возможно, те же гены определяют рост волос у животных и перьев у птиц, но для этого необходимо провести дополнительные исследования", — добавляет соавтор работы Тодд Стрилманн (Todd Streelman).

Подробности ищите в пресс-релизе института и в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

1. MEMBRANA