25.09.2008

Всюду жизнь

Два новых вида бактерий, колонии которых найдены на стенах древнеримских сакральных сооружений, могут помочь специалистам в решении проблемы сохранения культурных ценностей. Сообщение о находке опубликовано в последнем номере Международного журнала систематической и эволюционной микробиологии. Микроорганизмы были обнаружены в катакомбах святого Каллистуса, являющихся частью огромного кладбища площадью 15 гектаров (это размер 20 футбольных полей). Подземная часть комплекса была построена во 2 в. н.э. и названа в честь канонизированного папы римского — святого Каллистуса. В ней находятся захоронения более 30 ранних христианских мучеников и пап.

Катакомбы святого Каллистуса

«Бактерии часто растут на стенах подобных подземных сооружений и могут причинять вред этим культурным памятникам», — говорит профессор, доктор Клара Урци из университета города Мессина в Италии.

«На особенно обветшавших участках стен сооружения мы нашли два новых вида бактерий, которые, скорее всего, относятся к роду бактерий Kribbella. Видимо, здесь не обошлось без их участия», — отмечает руководитель исследования.

Изучив свойства найденного организма, который постепенно разрушает памятник, ученые надеются продвинуться в исследовании методов защиты объектов исторического наследия от подобных вредителей. Кроме того, найденный вид можно и сам по себе использовать в практических целях: бактерии способны производить молекулы, имеющие полезные свойства, такие, например, как энзимы или антибиотики.

«Особые условия окружающей среды, сложившиеся в катакомбах, позволили выжить и эволюционировать уникальным биологическим видам, — говорит доктор Урци. — Ведь на самом деле найденные нами два разных вида бактерий рода Kribbella, выявлены в образцах, взятых очень близко друг от друга. Это показывает, что здесь даже малейшие изменения в микросреде дают им возможность эволюционировать независимо и самостоятельно».

Род бактерий Kribbella открыт совсем недавно, в 1999 году. Его представители обнаружены во многих уголках мира: и на ипподроме в Южной Африке, и в средневековой шахте в Германии, но с тех пор новых представителей давно не находили.

«Такое широкое распространение вида Kribbella заставляет нас задуматься о путях эволюции, — считает доктор Урци. — Если эти бактерии действительно такие древние, то это должно означать, что род уже эволюционно устоялся, или просто значит, что один и тот же род параллельно возник и развился независимо друг от друга? Открытие новых видов делает эти вопросы еще более острыми».

Ученые назвали свою находку Kribbella catacumbae и Kribbella sancticallisti.

1. Acado.com