13.09.2008

Динозаврам крупно повезло

Своим царственным положением на Земле в течение миллионов лет динозавры обязаны случаю. По идее, их еще на заре развития должны были вытеснить двоюродные братья современных крокодилов – круротарсзавры. Но так случилось, что динозавры оказались чуть лучше приспособлены к неожиданно начавшемуся 200 миллионов лет назад глобальному потеплению.

Динозаврам крупно повезло

Современное учение о развитии и эволюции животных, даже подкрепленное новыми генетическими данными, восстанавливающими исторические связи, до сих пор не может объяснить огромного разнообразия доисторических ящеров – динозавров.

Считается, что благодаря своим преимуществам перед другими существовавшими на тот момент позвоночными динозавры доминировали на поверхности Земли в течение более чем ста шестидесяти миллионов лет и занимали практически все экологические ниши за счет многообразия форм, цветов и размеров. Одними из самых серьезных конкурентов для динозавров были архозавроморфы из подотряда crurotarsi, но до сих пор ученые не сомневались в наличии у первых выдающихся способностей, позволивших оставить круротарсзавров за бортом.

Стивен Брусанте и его коллеги из Бристольского университета впервые взглянули на эволюционную историю динозавров, что называется, со стороны. В своей статье, опубликованной в последнем номере Science, они показали, что своим разнообразием и доминированием в триасовом и в последующем юрском периоде они, по всей видимости, обязаны случаю.

Изучая эволюцию динозавров, ученые выделили их наиболее значимых конкурентов, также развивавшихся в триасовом периоде 251–199 миллионов лет назад после пермского массового вымирания. Главными из них были позвоночные подотряда crurotarsi – ныне вымершие двоюродные братья современных крокодилов. На тот же момент круротарсзавры составляли половину всех архозавров.

В отличие от современных крокодилов, их «родственники» триасового периода были куда разнообразней: четвероногие громадные и юркие лесные хищники, передвигавшиеся на двух лапах, всеядные и охотники на рыб, собиратели подножного корма и корнеплодов и любители погрызть свежие побеги.

Многие из этих причудливых животных в прошлом ошибочно принимались палеонтологами за динозавров или их предков, так как их останки, на первый взгляд, больше походили именно на доисторических ящеров, чем на современных крокодилов.

Внешнее сходство – показатель того, что круротарсзавры конкурировали с динозаврами за ресурсы и первенство в экологических нишах. Рано или поздно эта конкуренция должна была разрешиться в пользу одного из подотрядов, что, как мы сегодня знаем, и произошло.

За счет чего это произошло, пока остается для ученых загадкой.

Для того чтобы выявить какие-то преимущества динозавров или отсутствие таковых, исследователи использовали большую базу данных, в которой объединили 437 анатомических характеристик многочисленных динозавров и круротарсзавров, представленных шестьюдесятью четырьмя видами.

Эта база позволила расставить на филогенетическом древе обеих подгрупп скорости, с которыми они эволюционировали, и сравнить их. Кроме того, палеобиологи оценили морфологические расхождения внутри каждой подгруппы, позволявшие её представителям развиваться в различных направлениях и подстраиваться под соответствующий образ жизни – различный рацион питания, различные местообитания и различные же режимы сна и бодрствования.

Как оказалось, различий в скорости эволюции динозавров и круротарсзавров попросту не было.

Этот факт сразу насторожил ученых, так как если динозавры смогли захватить лидерство и отвоевать у круротарсзавров большинство экологических ниш, значит, они могли лучше адаптироваться. На деле же родственники крокодилов ничуть не уступали рептилиям.

Еще более необъяснимыми оказались математические результаты исследования морфологических расхождений внутри каждого подотряда – круротарсзавры были куда разнообразней как по строению тела, так и по образу питания и режиму ежедневного жизненного цикла.

Если добавить ранее полученные свидетельства того, что круротарсзавры были и многочисленней, и лучше представлены – их группа насчитывала больше видов в триасовом периоде, и до наших дней дошло гораздо больше ископаемых останков круротарсзавров, нежели динозавров, то абсолютно логичным выглядит заключение, что динозавры эволюционно вовсе не превосходили своих конкурентов и даже, наоборот, во многом им уступали.

Однако, несмотря на все свои эволюционные преимущества, те не смогли пережить массовое вымирание, «короновавшее» их более примитивных сородичей – динозавров.

Обе подгруппы смогли выдержать первое массовое вымирание, пришедшееся на эпоху их совместного развития. Оно состоялось 228 миллионов лет назад на стыке карнийского и норийского веков и унесло с собой многих представителей молодого на тот момент отряда архозавров. Второе же массовое вымирание, состоявшееся около двухсот миллионов лет назад, пережили только динозавры.

Оно было гораздо более резким и сопровождалось сильным потеплением климата Земли. Ученые до сих пор не имеют общего мнения насчет причин такого изменения климата и по старинке ссылаются на огромных размеров метеорит. Из всех круротарсзавров выжили только крокодилоподобные.

Динозавры же не просто пережили события двухсотмиллионлетней давности, но и сохранили свое разнообразие, и к началу Юрского периода остались практически без конкурентов на суше и в воде, заняв доминирующую позицию во всех экологических нишах доисторической Земли.

Почему круротарсзавры большей частью вымерли, а динозавры, как ни в чем не бывало, продолжили свое развитие? Наука не знает ответа на этот вопрос, согласно современным воззрениям, резкие массовые вымирания выкашивали всех без разбору.

Круротарсзавры ничем не уступали динозаврам и жили бок о бок с рептилиями, которым, вероятно, просто повезло. Так же, как 65 миллионов лет назад повезло млекопитающим, когда то ли все те же любимыеметеориты, то ли вулканическая активность поставили точку в истории динозавров и открыли дорогу более совершенным видам животных. Не случись той катастрофы, об эволюции видов в наши дни могли рассуждать совсем иные разумные существа.

1. Газета.Ru