18.09.2008

Ученые нашли самую древнюю беззубую птицу

Жань Фучен и его коллеги обнаружили в Феньнине, провинция Хебей скелет прежде неизвестной науке птицы. Возраст находки оценивается в 131 миллион лет. Eoconfuciusornis zhengi - второй из известных науке представителей семейства конфуциусорнитидов. Останки этих существ, обитавших на нашей планете в меловой период, находят исключительно в Китае. Дальний родственник ископаемого существа – eoconfuciusornis sanctus - был обнаружен всего два года назад в меловых отложениях на территории провинции Ляонинь.

Ученые нашли самую древнюю беззубую птицу

Древняя птица из Хебея получила латинское название, состоящее из греческих и китайских слов. Родовое имя eoconfucisornis произошло от греческой приставки «эо» (заря) и «конфуциусорнис» - возможно, в честь мудреца Конфуция, хотя точно это неизвестно. А вот вид zhengi совершенно определенно получил название в честь выдающегося китайского орнитолога Женга Гуаньмея. Между прочим, древние существа часто получают название в честь биологов и палеонтологов. Например, род зверозубых динозавров получил название иностранцевия – в честь известного российского ученого А.А.Иностранцева.

Считается, что эуконфуциусорнис – промежуточная ветвь между существами, подобными археоптериксу (150 миллионов лет) и значительно более совершенными так называемыми ляониньскими птицами. По сравнению с другими известными науке первоптицами эоконфуциусорнис zhengi демонстрируют большую близость к нашим пернатым современникам. Несмотря на то, что эти существа жили на Земле аж в мезозойскую эру, они, как и современные птицы имели беззубые челюсти, и, согласно анализу скелета, - неплохие «летные характеристики».

«Китай никогда не перестанет нас удивлять потрясающими находками, которые появляются вновь и вновь, - прокомментировал соавтор Жань Фучена и его коллег Майкл Бентон. – Исследование эоконфуциусорниса необычайно важно, чтобы заполнить разрыв в наших знаниях о том, как шла эволюция птиц после археоптерикса».

Исследование проведено на базе Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук совместно с Бристольским университетом. Отчет о нем опубликован в журнале Science in China.

1. ПРАВДА.Ру