10.09.2008

Животные выжили в открытом космосе

Тихоходки (Tardigrada), засланные на околоземную орбиту группой ученых под руководством Ингемара Йенссона из университетского колледжа Кристианстада, стали первыми животными, которые смогли пережить вредное воздействие радиации, экстремального холода и вакуума космоса… и даже дать потомство.

Животные выжили в открытом космосе

Известно, что эти маленькие беспозвоночные (длина тела около 1 миллиметра) отличаются особой живучестью на Земле. Теперь они доказали, что могут выжить в космосе без скафандра.

Обычно тихоходки проводят жизнь в воде или в очень влажных средах, а когда наступает засушливый сезон, впадают в состояние анабиоза (иногда на годы). Благодаря такой выносливости они обитают почти повсеместно, от Антарктиды до морских глубин.

Если уж кто и выдержит смертельное воздействие космоса, так это именно тихоходки, решили биологи и отправили два вида "водяных медведей" Richtersius coronifer и Milnesium tardigradum в космос (уже в состоянии анабиоза, то есть потерявших значительную часть жидкости тела).

Десять дней животные выживали под влиянием космического излучения (обычно повреждающего ДНК), низкого давления и температур. После такой "процедуры" выжили (снова ожили в благоприятных условиях) только три особи M. tardigradum.

Но на этом эксперимент не закончился. На второй стадии ученые ограничили длину волны поступающего ультрафиолета (оставили промежуток с 280 до 400 нанометров), и тогда все представители второго вида показали такую же плодовитость (из отложенных яиц вылупилось столько же особей), что и контрольная группа, которая избежала "проверки" открытым космосом.

Ранее подобную живучесть показывали лишь бактерии и лишайники.

Не только радиация и низкие температуры оказывали негативное влияние на организм беспозвоночных, отмечает Йенссон. Давление на околоземной орбите в миллиард раз ниже, чем у поверхности планеты, в таких условиях происходит катастрофическое обезвоживание клеток организма.

Правда, как именно тихоходки выживают, биологам пока не известно.

Может, для Tardigrada это путешествие не стало чем-то необычным, но для человечества в целом эксперимент значит очень много. Ведь теперь ученые знают, что существа с планеты Земля могут пережить путешествие сквозь безвоздушное пространство с одной планеты на другую без особых проблем. Это, впрочем, не означает, что тихоходки могли бы населить, к примеру, Марс, ведь "по приезде" им надо было бы чем-то питаться.

1. MIGnews.com