27.08.2008

Находка поможет определить цвет перьев древних животных

Остатки пигмента обнаружил в окаменелых перьях Якоб Винтер (Jakob Vinther), аспирант Йельского университета (Yale University). Новые данные, возможно, позволят выяснить, какого цвета были перья вымерших древних животных.

Окаменелость птицы эпохи олигоцена возрастом около 30 миллионов лет (фото Matt Shawkey).

Пигмент нашёлся в окаменелых перьях птицы, возраст которой оценивает в 100 миллионов лет.

Полосатые перья этой "бразильянки" исследовали неоднократно, но ранее учёные считали, что на фотографиях, сделанных сканирующим электронным микроскопом, они наблюдают останки древних бактерий (длиной около 1-2 микрометров), которые поедали их.

Якоб работал в сотрудничестве со своими коллегами: палеонтологом Дереком Бриггсом (Derek Briggs) и орнитологом Ричардом Прамом (Richard Prum).

Бриггс, в частности, обратил внимание, что удлинённые образования встречаются только на тёмной части перьев, и решил проверить, что представляют собой похожие на сосиски структуры.

"У бактерий не было никаких причин селиться только в определённой части пера, им всё равно, где питаться", — поясняет Дерек.

Учёные сравнили древнее перо (слева) и перо дятла. По краям показаны увеличенные изображения их тёмных и светлых частей (на верхних фото явно видны меланосомы) (иллюстрация J.Vinther/Yale).

Дальнейшие исследования показали, что на тёмных участках пера учёные имеют дело со структурами, содержащими углерод. Из этого был сделан вывод, что "сосиски" — это остатки меланосом (органелл, которые когда-то обладали углеродсодержащими пигментами меланинами). Винтер полагает, что, когда меланосомы разрушились, меланины сохранили их форму.

Потому-то и встречаются эти структуры только в тёмноокрашенной части перьев.

"Получается, что меланин может сохраняться миллионы лет", — делает вывод Винтер в пресс-релизе Йеля.

В дальнейшем Винтер и Дерек обратились к Праму, чтобы выяснить, как обстоят дела у современных птиц. Вместе они обнаружили меланосомы-палочки у красноплечего чёрного трупиала (Agelaius phoeniceus).

В статье, опубликованной в журнале Biology letters, авторы отмечают, что эти органеллы в зависимости от генерируемого цвета обладают разной формой и размером. А это значит, что со временем данное открытие позволит выяснить, какого цвета были перья древних птиц и даже оперённых динозавров.

Правда, пока учёные определили разницу лишь между тёмным и светлым оперением, но в самых простых случаях уже сейчас можно выяснить, каким был узор оперения животного.

Дерек считает, что дальнейшая совместная работа позволит соотнести окраску перьев древних животных с нынешними представителями фауны, обладающими ярким оперением.

За последние годы было найдено много древних пернатых, так что в случае удачного исхода дела работы у палеонтологов будет предостаточно.

1. MEMBRANA

Надежный магазин предлагает купить диплом ссср с доставкой в любую точку страны.