03.10.2007

'Обучаемость' насекомых зависит от времени суток

В университете Вандербильта (Vanderbilt University) профессор Терри Пейдж (Terry L. Page) занимается "нейробиологией циркадных ритмов". То есть профессор исследует, как работает нервная система животных в зависимости от биологических ритмов, связанных со временем суток.

На этот раз Терри Пейджа заинтересовала связь циркадных ритмов и обучения. Биологи уже проводили опыты по изучению зависимости таких способностей от биологических ритмов у разных млекопитающих - от крыс до людей. Оказалось, что у них всех такая связь существует, и выражается она в том, что в разное время суток эффективность обучения животных неодинакова.

Для своих опытов Пейдж взял тараканов, но не обычных домашних, а более крупных мадейрийских - Leucophaea maderae.

Профессор Пейдж и Leucophaea maderae

Учёные стали тренировать насекомых, ориентируясь на их кулинарные предпочтения. Тараканам давали подслащённую воду - "блюдо", против которого они не возражали. Однако в неё добавлялся мятный ароматизатор, запах которого тараканам неприятен. Но если очень хотелось есть, то тараканам приходилось преодолевать неприязнь. В экспериментах использовался ещё один, более приятный ароматизатор - ваниль, но этот запах был примешан к приманке, которая тараканам неинтересна - к раствору соли.

После некоторого количества попыток поиска тараканы поняли, что еду можно обнаружить издалека по мятному запаху.

Однако выяснилось, что испытуемые запомнили связь сладкой воды и мяты по-разному. Так, L. maderae, с которыми опыты проводились вечером и ночью, показали себя одарёнными учениками. Они могли на протяжении нескольких суток (не менее двух) помнить, что мятный запах означает еду. Тараканы, с которыми учёные работали днём, об этом очень быстро забывали. А что касается тех насекомых, которые "учились" по утрам, те забывали всё в ближайшие полчаса.

Фотография фрагмента нервной системы таракана. Тут можно увидеть подцвеченные красителем нервные клетки - это два десятка нейронов, соединяющих оптические нервы (слева) и центральный нервный узел (справа). Эти нейроны и отвечают у тараканов за циркадный ритм.

Естественно, утренние тараканы были самыми обычными, и все другие воспоминания, которые они получили когда-то ранее сохранялись. Из вандербильтские экспериментаторы сделали заключение, что способность к обучению у тараканов сильно меняется: утром эти насекомые - сущие болваны, а ночью - просто гении. "Удивительно, что у них обнаружился такой сильный дефицит обучаемости по утрам, - говорит Пейдж. - Очень интересный вопрос - почему эти животные не хотят учиться в определённое время суток. Мы не имеем об этом ни малейшего понятия".

Кроме того, исследователь добавил, что некоторые предыдущие работы уже доказали связь эффективности зрительной системы с циркадными ритмами. А новое исследование, показавшее такую зависимость для обонятельной системы, убеждает в том, что эти ритмы очень сильно связаны и с другими видами восприятия.

1. MEMBRANA