25.10.2007

Рыбы тоже могут спать

Могут ли рыбы спать? Долгое время ученые ломали голову над этим вопросом, но результаты недавнего исследования показали: после беспокойной ночи рыбы любят подремать.

Зебровые данио (Danio rerio), как и большая часть других видов рыб, не имеют век, поэтому трудно установить, что они делают в пассивном состоянии – спят или просто отдыхают.

Зебровые данио

Но теперь исследователям удалось доказать не только тот факт, что рыбы спят, но и что эти живые существа могут страдать бессонницей, а также тяжело переносить вынужденное бодрствование.

Регулярно нарушая покой рыб этого распространенного в аквариумах вида (для этого применялся слабый электрошок), ученые смогли заставить их не спать всю ночь. И что же оказалось? Рыбы, у которых выдалась беспокойная ночь, стараются отоспаться при первом же удобном случае.

Некоторые из особей, над которыми проводился эксперимент, являлись носителями гена-мутанта, влияющего на чувствительность нервной системы к гипокретинам – гормональным веществам, которые помогают бороться со сном. Дефицит гипокретинов в организме человека считают причиной нарколепсии.

Зебровые данио, имеющие мутантный ген, страдали от бессонницы; обнаружилось, что им удавалось спать на 30% меньше времени, чем их собратьям с нормальным геном. "Рыбы, нечувствительные к гипокретинам, в темноте спят непродолжительно и с перерывами", – сообщили исследователи в интернет-журнале PLoS Biology.

Благодаря проведенному исследованию ученые больше узнали о функциях молекул, регулирующих сон. Они надеются, что дальнейшие эксперименты с зебровыми данио, выбранными для экспериментов благодаря сходству их центральной нервной системы с соответствующими органами млекопитающих, помогут проникнуть в механизмы расстройств сна у человека.

"Расстройства сна широко распространены, но мы плохо понимаем их механизмы. Вдобавок существует масса гипотез о том, как и почему мозг погружается в сон. В своем исследовании мы демонстрируем, что костные рыбы вида, используемого при исследованиях генетиками, способны спать", – пишут исследователи.

Наблюдение за рыбами осуществляла группа ученых из США и Франции. Обнаружилось, что когда рыбы засыпают, хвостовые плавники у них пригибаются вниз, а сами рыбы держатся либо на поверхности воды, либо у дна аквариума.

Один из участников исследования – Эммануэль Миньо из Стэнфордского университета (США) отмечает: "Вероятно, из этого мы сделаем ценные выводы, которые помогут разобраться, как – и, может быть, почему – естественные эволюционные процессы выработали механизмы сна, а также почему сон является столь универсальным феноменом".

Льюис Смит